
Когда заказчики запрашивают взрывозащищенные двигатели мощностью 11 квт, половина из них уверена, что это просто модификация стандартных двигателей с парой дополнительных сертификатов. На деле же – это отдельная категория оборудования, где каждый узел требует перепроектирования. Взять хотя бы подшипниковые щиты: для серии ВА50/60 их толщину увеличивают на 30%, но при этом нужно сохранить массогабаритные показатели. У АО Хуасин Хуафэн (Пекин) Продажа Электродвигателей в модельном ряду ВАСУ-160L есть как раз под этот параметр удачное решение – статор с двойной вакуумной пропиткой, но об этом чуть позже.
Сертификация Ex d – это не только про герметичность корпуса. В двигателях на 11 кВт критична система теплоотвода: например, в исполнении ВА50 при работе в зоне класса В1а (метан) ребра охлаждения делают с переменным шагом – у фланца чаще, к заднему щиту реже. На сайте hxhffbdj.ru в разделе взрывозащищенных серий хорошо видна эта особенность, но без пояснений по физике процесса.
Помню, в 2019 году на объекте в Воркуте при замене двигателя 11 кВт в составе вентиляционной установки столкнулись с перегревом подшипникового узла. Оказалось, предыдущий поставщик не учел работу при частых пусках – термокласс изоляции 155°С (F) не спасал, пришлось переходить на 180°С (H) с кремнийорганическими материалами. Сейчас в ассортименте АО Хуасин Хуафэн для таких случаев предлагают модификацию ВАСУ-160L-УХЛ2 с принудительным обдувом – решение простое, но многие его упускают.
Еще нюанс – кабельные вводы. Для 11-киловаттных двигателей часто берут стандартные сальники КЩ-52, но в зонах с повышенной вибрацией (например, на буровых установках) лучше использовать двухуровневые уплотнения по типу Ех е. Мы как-то ставили эксперимент с разными производителями – у китайских аналогов после 2000 часов работы появлялся люфт до 0.3 мм, тогда как у двигателей с сайта hxhffbdj.ru даже после 5000 часов зазоры не превышали 0.1 мм.
Насосные станции шахтных водоотливов – классика для двигателей 11 кВт с защитой Ex d IIC. Но там есть подводный камень: при работе в режиме 'сухого хода' (аварийный останов насоса) происходит резкий рост температуры в зоне контакта вала с сальником. Взрывозащита не срабатывает, но ресурс снижается на 40-50%. В каталоге АО Хуасин Хуафэн для таких условий рекомендуют двигатели с датчиками температуры RTD в обмотке – дополнительная опция, но она того стоит.
Еще пример – компрессорные установки на нефтебазах. Там вибрация не столь критична, зато есть постоянные перепады влажности. Для взрывозащищенных двигателей 11 квт в исполнении УХЛ1 мы пробовали разные лако-красочные покрытия – полиуретановые держались лучше эпоксидных, хоть и дороже на 15-20%. Кстати, на производстве у Хуасин Хуафэн как раз используют двухкомпонентный полиуретан с пескоструйной подготовкой поверхности – видно по фото на их сайте.
Самая грубая ошибка – монтаж без учета направления вращения. Казалось бы, базовые вещи, но на химкомбинате в Дзержинске как-то подключили вентиляторный двигатель 11 кВт в реверсе – через 2 недели вышли из строя подшипники. Причина – вентилятор охлаждения был рассчитан на работу только в одном направлении. Теперь всегда проверяем маркировку стрелками на корпусе – у двигателей с hxhffbdj.ru она нанесена лазером, не стирается.
Замена щеток на двигателях с фазным ротором – отдельная тема. Для 11-киловаттных моделей рекомендуемый график – каждые 2500 моточасов, но при работе в запыленных помещениях интервал лучше сокращать до 1500 часов. Взрывозащищенное исполнение усложняет обслуживание – нужно использовать специальный инструмент для разборки корпуса. У АО Хуасин Хуафэн в комплекте с двигателем идет набор ключей-головок на 14 и 17 мм – мелочь, но экономит время.
Смазка подшипников – еще один пункт, где часто ошибаются. Для двигателей 11 кВт с частотой вращения 1500 об/мин объем смазки должен быть не более 1/3 полости подшипниковой камеры – перезаправка приводит к перегреву. В инструкциях к двигателям с сайта hxhffbdj.ru есть таблица с точными объемами для разных типов смазок – от Литол-24 до импортных аналогов.
При диагностике обмоток мегомметром на 2500 В важно помнить про остаточную намагниченность – после испытаний нужно проводить размагничивание. Как-то пропустили этот этап при проверке двигателя ВАСУ-160L – потом при запуске били токи до 300% от номинала. Теперь всегда держим в комплекте размагничивающее устройство РУ-0,5.
КПД у взрывозащищенных двигателей 11 кВт обычно на 2-3% ниже, чем у общепромышленных – это плата за усиленную конструкцию. Но в сериях последнего поколения, как у ВАСУ-160L от АО Хуасин Хуафэн, этот разрыв сокращен до 1,5% за счет использования стали 2212 с улучшенными магнитными свойствами. На их сайте hxhffbdj.ru в технических данных честно указаны все потери – и в номинале, и при работе на 75% нагрузки.
Степень защиты IP65 против IP54 – казалось бы, выбор очевиден. Но для двигателей 11 кВт в исполнении IP65 требуется дополнительное охлаждение – либо наружный вентилятор, либо жидкостный теплообменник. В 80% случаев для закрытых помещений достаточно IP54 с системой самоочистки вентиляционных каналов – как раз такая реализована в базовых моделях на сайте hxhffbdj.ru.
Масса – важный параметр при монтаже на подвижные конструкции. Стандартный двигатель 11 кВт в взрывозащищенном исполнении весит около 180 кг, но у Хуасин Хуафэн есть облегченная версия на 156 кг за счет алюминиевого сплава в корпусе. Правда, для зон с высокой коррозионной активностью лучше брать чугунный вариант – тяжелее, но долговечнее.
Сейчас все чаще запрашивают двигатели 11 кВт с возможностью работы от частотных преобразователей – для взрывозащищенных исполнений это требует дополнительных испытаний. В каталоге АО Хуасин Хуафэн есть серия ВАПЧ-160, которая сертифицирована для работы с ПЧ до 400 Гц – тестировали на металлургическом комбинате в Череповце, выдержала режимы с резкими изменениями скорости.
Интересная тенденция – переход на двигатели с классом нагревостойкости F вместо традиционного В. Для взрывозащищенных двигателей мощностью 11 квт это дает запас по перегрузкам до 15% без риска повреждения изоляции. В новых поставках от hxhffbdj.ru уже 70% моделей идут с классом F, хотя цена увеличилась всего на 5-7%.
Из последних наработок – система мониторинга вибрации со встроенными датчиками. Для двигателей 11 кВт это особенно актуально при работе на неуравновешенных нагрузках (мешалки, центрифуги). В базовой комплектации датчиков нет, но АО Хуасин Хуафэн устанавливает посадочные места под них – можно докупить и смонтировать без переделок.