
Когда слышишь 'Отличный электродвигатель № 2', первое что приходит - очередной китайский продукт с завышенными характеристиками. Но за 12 лет работы с промышленным оборудованием понял: даже хорошие двигатели могут подвести если не учитывать нюансы монтажа и эксплуатации.
Взял как-то партию этих двигателей для замены в системе вентиляции шахтного оборудования. Заказчик настоял - мол, дешевле аналогов на 15%. В спецификациях все идеально: КПД 94.2%, изоляция класса F, защита IP55.
Но при вскрытии первого экземпляра заметил - лапы станины имеют нестандартный угол крепления. Производитель указал 'универсальное крепление', а по факту пришлось переделывать переходные плиты. Мелочь? На бумаге да. А на объекте - дополнительная неделя простоя и перерасчет фундаментных болтов.
Кстати, в Отличный электродвигатель № 2 часто перекладывают подшипники других производителей. В последней партии стояли SKF, хотя в документах значились 'аналоги с аналогичными характеристиками'. Это важно - при замене нужно точно знать тип смазки и допустимые радиальные нагрузки.
Тестировали на дробильном комплексе в Карьере №3. Двигатель работал в паре с частотным преобразователем Siemens SINAMICS G120. На первых же суток заметил перегрев подшипникового узла - до 85°C при норме до 70°C.
Оказалось, проблема в несоответствии магнитного баланса ротора. При частотах ниже 35 Гц появлялась вибрация, которую не фиксировали при заводских испытаниях. Пришлось делать дополнительную балансировку на месте - снизили до допустимых 2.8 мм/с.
Интересно, что в Отличный электродвигатель № 2 последних серий эту проблему частично устранили - изменили конструкцию крыльчатки охлаждения. Но для старых модификаций рекомендую устанавливать дополнительную вентиляцию при работе с ЧП.
Ставили на насосы УНД 500-200. Механически подошли идеально - посадочные размеры соответствуют ГОСТ 2479-79. А вот с электрикой пришлось повозиться.
Обмотки рассчитаны на работу при повышенном напряжении - до 690В. Но при подключении к российским сетям 380В теряется до 7% момента на валу. Особенно заметно при пуске под нагрузкой - двигатель 'зависает' на 2-3 секунды дольше расчетного времени.
Решили проблему установкой устройств плавного пуска - взяли отечественные ППУ-6. Хотя производитель рекомендовал свои блоки управления. Вот такой парадокс - китайский двигатель лучше работает с российскими пускателями.
Первое ТО провели через 8000 моточасов. Вскрытие показало неравномерный износ щеток - разница до 3мм по длине. Производитель утверждает что это в пределах нормы, но по нашему опыту - признак смещения ротора.
Смазка подшипников - отдельная история. В инструкции указано масло И-20, но практика показала что лучше использовать специализированные пластичные смазки типа Литол-24. Особенно для двигателей работающих в запыленных условиях.
Кстати, о пыли. Защита IP55 не спасает от мелкой угольной пыли - она все равно проникает через зазоры вентиляционных решеток. Пришлось дополнительно устанавливать лабиринтные уплотнения - снизили загрязнение на 60%.
Считал стоимость владения за 5 лет эксплуатации. Первоначальная экономия 15% съедается повышенными затратами на обслуживание. Замена подшипников требуется на 20% чаще чем у двигателей АО Хуасин Хуафэн (Пекин) - проверял на аналогичных режимах работы.
Но есть нюанс - ремонтопригодность выше среднего. Конструкция позволяет заменять отдельные узлы без полной разборки. Например, подшипниковый щит можно снять не демонтируя ротор - экономит до 4 часов на ремонт.
Сейчас Отличный электродвигатель № 2 используем в качестве временной замены при капремонте основного оборудования. На постоянной основе предпочитаем специализированные модели - например, взрывозащищенные двигатели от АО Хуасин Хуафэн, которые лучше адаптированы к нашим условиям.
Для неответственных механизмов с стабильным режимом работы - неплохой вариант. Но для оборудования с переменной нагрузкой или работающего во взрывоопасных зонах лучше рассмотреть другие варианты.
Если все же берете - сразу замените штатные подшипники на SKF или FAG. И обязательно делайте контрольную балансировку после установки. Эти несложные мероприятия увеличивают ресурс на 30-40%.
В целом - рабочий вариант для временных решений или неответственных применений. Но для постоянной работы в тяжелых условиях советую обратить внимание на профильных производителей вроде АО Хуасин Хуафэн (Пекин), которые специализируются именно на промышленных электродвигателях.