
Если честно, когда слышишь про взрывозащищенные двигатели с ЧРП, первое что приходит в голову — это горнодобывающие предприятия или нефтехимия. Но на практике нюансов столько, что даже устоявшиеся ГОСТы не всегда покрывают все сценарии работы. Вот, например, в АО Хуасин Хуафэн как-то столкнулись с заказом на двигатель для шахтной вентиляции — казалось бы, типовая задача, но когда добавили требование по работе в режиме частотного регулирования от 5 до 60 Гц, выяснилось, что стандартные обмотки не выдерживают резких перепадов температуры при переходных процессах.
Многие производители до сих пор считают, что достаточно взять обычный взрывозащищенный двигатель и добавить инвертор — готово решение. На деле же, например, у взрывозащищенных двигателей с частотным регулированием критически важна система охлаждения. При снижении частоты ниже 30 Гц штатный вентилятор на валу просто не создает достаточного потока воздуха, и двигатель перегревается даже на частичной нагрузке. Пришлось для одного из проектов разрабатывать отдельную принудительную вентиляцию с независимым питанием — и это только один из десятков подобных случаев.
Еще момент — подшипники. При частотном регулировании возникают паразитные токи, которые буквально выедают металл на дорожках качения. В АО Хуасин Хуафэн после серии отказов на буровых установках перешли на изолированные подшипники с графитовым покрытием, но и это не панацея — при работе на частотах выше 100 Гц появляется новая проблема с вибрациями.
Кстати про вибрации. Когда мы впервые поставили партию двигателей на цементный завод, не учли, что при частотном регулировании может возникать резонанс на определенных оборотах. Пришлось экстренно дорабатывать систему балансировки и вводить запретные зоны в частотных характеристиках. Теперь всегда советуем заказчикам проводить вибродиагностику на объекте, а не полагаться на заводские испытания.
Был у нас проект для химического комбината — требовались взрывозащищенные двигатели с плавным пуском для насосов перекачки летучих веществ. Рассчитали все по формулам, подобрали преобразователи частоты с запасом по току... А на месте выяснилось, что кабельные трассы проходят вплотную к силовым линиям печей обжига. Наводки вызывали ложные срабатывания защиты, двигатели уходили в ошибку при каждом пуске. Пришлось перекладывать кабели в экранированных лотках — дополнительные недели работы и затраты.
Еще пример — на мукомольном производстве заказчик сэкономил на монтаже, установил двигатели прямо рядом с циклонными фильтрами. Пыль проникала в корпус через щели в кабельных вводах, оседала на изоляции. Через полгода три двигателя вышли из строя из-за межвитковых замыканий. Теперь всегда уточняем класс пылезащиты для конкретных условий — даже если по техзаданию достаточно стандартного исполнения.
Интересный случай был с сахарным заводом — там частотное регулирование нужно было для мешалок сиропа. Казалось бы, невзрывоопасная среда, но заказчик настоял на взрывозащите из-за возможного образования сахарной пыли. Пришлось делать двигатели в исполнении Ex tD — специально для пылевых сред. Кстати, это направление у нас в АО Хуасин Хуафэн сейчас активно развивается, хотя изначально специализировались на газовых средах.
Многие не учитывают, что частотное регулирование для взрывозащищенных двигателей требует отдельной сертификации — недостаточно просто иметь сертификат на двигатель и отдельно на преобразователь. Например, для исполнения Ex d необходимо подтвердить, что при любых частотах не превысится температура поверхностей. Мы как-то потратили полгода на дополнительные испытания, потому что изначально подали документы только на базовые режимы работы.
С переходом на ТР ТС 012/2011 появились новые требования к маркировке — теперь обязательно указывать допустимые диапазоны частот для взрывозащищенного режима. Пришлось переделывать шильдики для всей линейки продуктов. Кстати, это вызвало путаницу у некоторых заказчиков — они думали, что двигатели без такой маркировки нельзя использовать с ЧРП.
Сейчас наблюдаем интересную тенденцию — все чаще требуют двигатели с двойной взрывозащитой (скажем, Ex de), при этом с возможностью работы от частотных преобразователей. Технически это сложно реализовать без увеличения габаритов — приходится искать компромиссы между степенью защиты и массо-габаритными показателями.
Одна из главных проблем в полевых условиях — настройка защит. Частотные преобразователи имеют сложные алгоритмы определения перегрузки, а для взрывозащищенных двигателей традиционные уставки часто не подходят. Мы в АО Хуасин Хуафэн разработали типовые параметры настройки для разных применений — например, для насосов и вентиляторов они отличаются, но все равно каждый раз приходится корректировать на месте.
Заметил, что многие эксплуатационщики боятся использовать все возможности ЧРП — выставляют ограничение по частоте 45-50 Гц 'на всякий случай'. Хотя современные взрывозащищенные двигатели с частотным регулированием нормально работают и на 65-70 Гц кратковременно. Конечно, с оглядкой на вибрации и балансировку ротора.
Еще важный момент — совместимость с существующими системами АСУ ТП. Как-то поставили двигатели на нефтеперекачивающую станцию, а там оказалась старая релейная автоматика. Пришлось дополнительно ставить промежуточные контроллеры для согласования сигналов. Теперь всегда заранее уточняем тип системы управления у заказчика.
Сейчас вижу растущий спрос на двигатели с возможностью работы в широком диапазоне частот — от 2-3 Гц до 100 Гц. Это особенно востребовано для испытательных стендов и специализированного оборудования. Но тут возникает сложность с охлаждением на низких частотах — приходится применять комбинированные системы.
Интересное направление — взрывозащищенные двигатели для судовых применений. Требования там особые, плюс вибрационные нагрузки совсем другие. Мы в АО Хуасин Хуафэн пока только присматриваемся к этому рынку, но уже есть несколько опытных образцов.
Из последних наработок — двигатели со встроенными датчиками температуры непосредственно в обмотках. Это позволяет точнее контролировать тепловой режим при частотном регулировании. Правда, пришлось решать вопрос с взрывозащитой самих датчиков — пришлось использовать искробезопасные цепи.
В целом, рынок взрывозащищенных двигателей с частотным регулированием продолжает усложняться. Уже недостаточно просто сделать надежную конструкцию — нужно предлагать комплексные решения под конкретные технологические процессы. И это, пожалуй, самое интересное в нашей работе — каждый новый проект заставляет искать нестандартные подходы.