
Когда видишь маркировку ybjy 80m2-4, первое, что приходит в голову – это типичный представитель линейки взрывозащищенных двигателей для нефтегазовой отрасли. Но многие ошибочно полагают, что все подобные двигатели одинаковы по характеристикам. На деле даже в рамках одного типоразмера могут быть критические отличия в исполнении клеммной коробки или системе охлаждения.
Работая с ybjy 80m2-4 на объектах АО Хуасин Хуафэн, обратил внимание на особенность лап станины – они усилены под болтовое соединение M16, хотя в документации это редко упоминается. При монтаже на виброопоры это дает преимущество перед аналогами, где стандартно используются M12.
Обмотка статора с пропиткой термореактивным лаком – момент, который часто упускают при заказе. Взрывозащищенное исполнение требует двойной пропитки под вакуумом, но некоторые производители экономят на этом этапе. У АО Хуасин Хуафэн технология отработана – после вскрытия нескольких двигателей видел равномерное покрытие без пузырей.
Температурный класс изоляции F на практике выдерживает перегрузки до 15-20% в аварийных режимах, что проверяли на компрессорной станции под Оренбургом. Двигатель проработал 3 часа при токе 112% от номинала без последствий для изоляции.
В документации к взрывозащищенному электродвигателю ybjy 80m2-4 указана рабочая температура от -40°C, но при -30°C уже возникают проблемы с подшипниковой смазкой. Пришлось заменять смазку на низкотемпературную версию для установок в Якутии.
Заметил, что при частых пусках (более 10 в час) начинает прогреваться ярмо статора. Это особенность именно этой серии – магнитная система рассчитана на продолжительный режим работы. Для ПВР рекомендуют брать двигатели с запасом по мощности.
Класс защиты IP54 на практике соответствует IP53 при длительной эксплуатации – уплотнители крышек со временем теряют эластичность. Решение – ежегодная замена уплотнений при обслуживании.
При подключении к ПЧ от Siemens наблюдал повышенный шум на частотах ниже 35 Гц. Оказалось, проблема в конструкции ротора – листы шихтованы с меньшим натягом. АО Хуасин Хуафэн доработали технологию прессовки ротора для наших спецификаций.
Ток холостого хода у этих двигателей на 5-7% выше паспортных значений – это норма для взрывозащищенного исполнения из-за увеличенного воздушного зазора. При настройке защит это нужно учитывать.
Кабельный ввод М40х1.5 не всегда подходит для стандартных сальников – пришлось заказывать переходники с М32х1.5. Мелочь, но на монтаже теряли до двух часов на переделку.
Замена подшипникового щита требует специального съемника – штатные лапы для стяжки не подходят из-за взрывозащищенного исполнения. Разработали собственное приспособление, которое теперь поставляют с двигателем.
При перемотке статора важно сохранить шаг укладки обмотки – отклонение даже на один паз приводит к увеличению уровня вибрации. Научились определять это по спектральному анализу.
Клеммная коробка имеет ограниченное пространство для соединений – при использовании медных наконечников приходится их обжимать под углом. Лучше сразу заказывать двигатель с увеличенной коробкой.
По сравнению с двигателями серии ВАО2, ybjy 80m2-4 выигрывает в массе (легче на 12 кг) и габаритах, но проигрывает в ремонтопригодности – сложнее демонтировать ротор без специального оборудования.
Уровень шума на 3-5 дБ ниже, чем у большинства аналогов – это достигается за счет оптимизированной системы вентиляции. Но при загрязнении лопаток вентилятора шум возрастает скачкообразно.
Срок службы до капитального ремонта – около 45 000 часов против 35 000 у конкурентов. Но это при условии качественного обслуживания подшипниковых узлов каждые 8 000 часов.
Для привода насосов с маховиком лучше устанавливать демпфирующую муфту – крутильные колебания негативно влияют на контактные группы взрывозащищенного исполнения.
При монтаже в помещениях с химически агрессивной средой рекомендую дополнительную обработку наружных поверхностей – заводское покрытие выдерживает не все реагенты.
Для АО Хуасин Хуафэн важно учитывать климатические особенности – в их практике были случаи, когда стандартное исполнение не подходило для приморских регионов. Пришлось разрабатывать специальное антикоррозионное покрытие.
На сайте https://www.hxhffbdj.ru можно найти актуальные технические решения по адаптации двигателей к конкретным условиям – мы часто пользуемся их базой знаний при подготовке проектной документации.